Почем квадратный метр Дикого болота

Информ-агентство “Северная неделя” – Предприниматель Николай Склепкович реализует в области проект выращивания дикорастущих ягод.

Есть в Архангельской области по-своему уникальное болото Дикое. Кто и за что его так назвал, даже местные старожилы не скажут. Может быть, за то, что края болота необозримы, и, если следовать по федеральной трассе М8, тянется оно от Малой Товры до деревни Пухтаковки, а это по прямой добрых километров пятнадцать.

Когда-то Дикое было включено в реестр торфяных месторождений, но проекты производства дешевого топлива для котельных в регионе так и не реализовали. Зато болото приглянулось предприимчивым людям, которые оценили уникальные гидрологические характеристики местности. Как оказалось, в центре Дикого находятся три крупных озера и, что особенно важно, расположены эти водоемы на семь метров выше уровня кромки болота. Это обстоятельство и стало определяющим при разработке технологии выращивания под механизированную уборку урожая дикорастущих ягод.

Ягодные плантации распространены во многих европейских странах, в США культуре разведения клюквы более двухсот лет. В России успешным опытом разведения ягодников могут похвалиться разве что в Костромской области. Прошлый сезон стал для костромичей рекордным, с гектара здесь собирали до 15 тонн клюквы. Еще в хозяйстве филиала лесной опытной станции культивируют бруснику, голубику и царскую ягоду – княженику.

Из Костромы же в сентябре 2012 года в питомники Холмогорского и Приморского районов на испытание завезли три с половиной тысячи саженцев семи сортов клюквы. С прицелом, что в случае успеха сортовой материал пересадят на торфяные грядки Дикого.  Клюквенные чеки, каждый площадью в один гектар, рассчитаны на 50 тысяч саженцев. Перезимовали дикоросы замечательно. Всего для рассады на полях болота Дикого, площадь которых может составить три тысячи гектаров, потребуется порядка десяти миллионов саженцев костромской селекции, которые будут получены в лаборатории клонального микроразмножения.

По заверению автора проекта северной клюквы Николая Склепковича, на Диком есть все, чтобы новая для области сельскохозяйственная отрасль стала высокорентабельной. Те же верхние озера позволяют исключить затраты на строительство и содержание насосных станций. Вода при поливе или во время механизированного сбора осеннего урожая может подаваться на клюквенные плантации самотеком. Еще ниже ярусом протекает Северная Двина, которая по каналам примет водосброс.

Так что естественный кругооборот воды на ягодных чеках, во-первых, позволит регулировать уровень грунтовых вод, что существенно отражается на урожайности культур. Почему северяне жалуются, что на нынешних болотах клюквы все меньше, а сама ягода мельчает? Да потому, что бездумная мелиорация, вырубки вблизи рек и водоемов нарушают водный баланс.

Ну а во-вторых, в пору сбора вода по каналам затопляет поля и комбайны лопатками жаток сбивают ягоды с кустов. Уже с поверхности воды клюква по трубам попадет на транспорт. По такой схеме ведется промышленный сбор клюквы в штатах США и Канаде, в Белоруссии, а с прошлого года и в Костроме. Покупать дорогую технику для этого вовсе не обязательно, считает Николай Склепкович, вполне можно обходиться тракторами из той же Беларуси. В качестве навесного оборудования использовать отечественные жатки. Правда, к ним надо будет приспособить деревянные лопатки.
953e4f7971228353067c47926ab1afad (1)

Фото www.stena.ee
В апреле нынешнего года прошло учредительное собрание, на котором был создан потребительский кооператив во главе с Николаем Склепковичем. Идея, которая вынашивалась в умах организаторов годами, обрела-таки правовую оболочку. Кооперативу дали имя – «Архангельская клюква». По сути, это народное предприятие, в котором результатами труда могут воспользоваться в равной мере все, кто станет пайщиком СПК. По уставу, доля в имущественном комплексе определяется в соотношении 200 рублей за один квадратный метр полезной площади плантации.

Пайщики должны стать и основными инвесторами проекта. Первые договоры о вступлении в кооператив председателем Склепковичем уже подписаны. Людей, понятно, интересуют перспективы ягодного бизнеса, как будут оценены их паи, когда начнутся реальные продажи клюквы. Как в любом начинании, до срока гоп не говорят. Снять сомнения можно разве что весомым урожаем, но, чтобы такой аргумент появился, лет шесть потребуется.

Клюква – растение неприхотливое. Для рассады используют годовалые саженцы, садят их в торфяную грядку поздней весной. И только на третий год стебельки крепнут и начинают плодоносить, но чтобы собирать с поля, как говорится, полной чашей, уйдет пятилетка.

– Если сравнивать затраты на посадку рассады клюквы и картофеля, практически разницы нет, – сказал по этому поводу Николай Владимирович. – Выгода в том, что в ближайшие сто лет урожай ягод вы будете собирать с тех же посадок. Клюква, как вечнозеленая лиана, листву по осени не сбрасывает. Более того, саженцы благодаря своим усам распространяются по всей площади, превращая поле в цветной ковер.

В отличие от клюквы беспризорной, растущей на бескрайних областных болотистых угодьях, урожайность сортовой ягоды выше в десятки раз. Без всякой химии. У ведущих производителей себе-стоимость килограмма сданной продукции составляет около двух долларов. По кругу же, с чека размером сто на сто метров доход чуть не дотягивает до двух миллионов. Какие еще агрокультуры могут приносить такие дивиденды?

Безусловно, Склепкович не первый, кто обратил внимание на непаханые северные болота, чтобы наладить промышленный сбор клюквы. О проекте создания таких плантаций еще в советскую пору на прошедшей недавно конференции в Архангельске, где как раз и рассматривались перспективы развития ягодников в регионе, рассказал Александр Юрьевич Пономарёв, возглавлявший проектно-изыскательский отряд «Союзгипролесхоза». Работы велись два года, клюквенное хозяйство планировалось развернуть на четыре километра южнее деревни Часовенской по левому берегу реки Лодьмы.

Вспоминая эту историю, Александр Юрьевич сообщил, что помимо переписки с научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Белоруссии они брали информацию и из американского журнала, на обложке которого выделялась фотография фермера, стоявшего по пояс в воде и лопатой сгребавшего клюкву. К сожалению, в восьмидесятых годах в своих лабораториях белорусы вывели сорта клюквы, которые в Архангельской области прижиться не смогли из-за климатической разницы. Это удалось костромским селекционерам в 2007-м. В середине девяностых делались попытки механизировать сбор клюквы мокрым способом в Плесецком и Шенкурском районах, но без должной мелиоративной подготовки, закачать на торфяные участки воду не получилось.

На днях в одном из северо-двинских маркетов на полке с замороженными овощами, к своему удивлению, увидел яркую упаковку с «Клюквой в сахаре», ввезенной в Россию из-за рубежа. Откуда родом? Из США, где хозяйства пользуются господдержкой через федеральный комитет по продвижению клюквы. У нас в деревнях местную ягоду собирают про запас. Ради приработка на болото идут разве что те, у кого других источников семейного дохода нет. Они погоды не делают. На стол горожан поступает мизерная часть того урожая, что дарует природа.

Клюквенный проект Склепковича может изменить карту региона. Безусловно, важен сам опыт создания народных предприятий. Если с грядок на Диком удастся снять тучный урожай, пример может оказаться заразительным и потребительские сообщества или фермерские хозяйства появятся не только под Холмогорами.

Людей, конечно же, интересует, в каком виде клюква поступит на прилавки. По заверению экспертов, при валовом сборе тонны сырья предприятие может заказать «под ключ» любую перерабатывающую линию. Хоть для производства джема, хоть для розлива морсов. На Западе, скажем, популярны также клюквенные чипсы, добавки в кондитерские изделия.

На прошлой неделе в Архангельске перспективы рынка дикоросов обсуждались на межрегиональной конференции. Как заявил областной министр природных ресурсов Поморья Сергей Шевелёв, ягодники могут сделать структуру лесопользования более сбалансированной. Здесь же председатель «Архангельской клюквы» Николай Склепкович и директор костромского филиала ФГУ ВНИИЛМ «Центральноевропейская лесная опытная станция» Сергей Коренев подписали договор о создании в Холмогорском районе лаборатории клонального микроразмножения и тепличного комплекса. Серьезные изменения ждут болото Дикое уже в этом году.

Василий РАШЕВ
Источник: http://www.vdvsn.ru/novosti/region/pochem_kvadratnyy_metr_dikogo_bolota/

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *