Отчет правления кооператива №59 о строительстве клюквенной плантации за март 2021 года

В этом году плантация в марте была похожа на большой муравейник – людей много, и каждый занят своим делом. Настроение весь месяц было превосходным и этому есть простое объяснение .

столько подготовки, столько ожиданий и наконец-то, как только установились оптимальные температурные режимы, землеройная техника и всё вспомогательное оборудование было задействовано в круглосуточной работе!

Из-за сильных морозов болото промёрзло на пол-метра и в мочажинах образовались ледяные линзы. Из-за этого работать пришлось неспеша. Верхний промёрзший слой болота снимали как стружку слой за слоем по 10 сантиметров. Самое твердое, что попадало под зубья канавокопателя – это не бревна и пни, а линзы чистого льда. Если вода промерзла вперемежку с растениями, то ножи такой лед режут намного легче, чем чистый кристалистый.

На участке №2 будет создано не менее 12 гектар рабочей поверхности клюквенного поля по усовершенствованной технологии. Поля теперь будут поуже, а канавы многоцелевыми. Пионер-канава – это канава, проложенная первый раз – по целине. Первый год с их помощью понизим верхний уровень грунтовых вод до заданных параметров. Потом эти канавы регулярно будут углубляться по мере оседания снега, просадки болота и снятия очесного слоя.

После высадки клюквы бывшие пионер-канавы будут выполнять роль оросительных каналов. В итоге с помощью системы шлюзов эти же каналы будут одновременно и оросительными, и водосбросными. Экономический эффект от такого нововведения еще не подсчитали, но по предварительным расчетам изменения того стоят.

В итоге на участке №2 уже проложено 17 пионер-канав, средней длиной по 700 метров. Землеройный комплекс с первой задачей справился. Следующая задача – углубление канав по мере схода снежного покрова толщиной 0,5 метров, намятого колесами трактора. Предварительные расчеты показывают, что поверхность болота позволит землеройному комплексу в апреле углубить мартовские канавы на 30 см.

Следом к работе подключился экскаватор со специальным ковшом, который начал «зачистку» концов пионер-канав для обеспечения устойчивой бесперебойной работы системы предварительного осушения.

Злые морозы сильно потрепали роторные диски канавокопателю, но для экскаватора сделали доброе дело в виде устойчивого наста на болоте. Простые гусеницы экскаватора позволили ему перемещаться без дополнительных опор в виде сланей, а это практически в два раза ускорило темп работы.

На случай провала экскаватора в болото, наш трактор постоянно сопровождал его.  Он ему и снег своими 12 колесами наминал, и с пеной постоянно рядом дежурил. В случае опасности сразу на буксир брал, а металлический лист пены использовали как дополнительную опору.

Больших провалов экскаватора удалось избежать. Один раз экскаватор провалился гусеницей в мочажину, но с предаварийной ситуацией справились самостоятельно с помощью сопровождающего трактора и пены.

Экскаватор тоже работал без перерыва. Как говорится, поспешали неспеша. Солнышко с каждым днем пригревает, а успеть надо было многое, в т.ч. создать сеть временных и постоянных мостовых переходов для техники, да и илоуловители на канавах обустроить.

Сейчас стоит задача не допустить подтопления паводковыми водами подъезда к плантации. Подъездная дорога слишком дорого нам обошлась чтобы допускать такие риски. Самый низкий участок подъездной дороги – поворот в районе карстовых провалов, конечно, значительно подсыпали, но лучше, чтобы уровень воды в этом месте дорогу не перекрывал.

Основные работы по устройству подъездной дороги закончили. Песком полотно дороги отсыпано до нулевой версты, песчано-гравийной смесью – до лабораторного корпуса. На промплощадке создан аварийный запас песка. В летний период после усадки при необходимости отдельные участки дороги будут подсыпаны, а полотну дороги грейдером будет сформирован требуемый профиль.

На 95% закончили монтаж автоматической солнечной электростанции. Запуск ее ожидаем в ближайшее время. Причина задержки с запуском банальная – поставщик отправил крепёжные элементы для монтажа силового кабеля не того диаметра. Так и хочется комплектовщику заказа напомнить про «гранаты не того калибра» из фильма «Белое солнце пустыни» 😊 Поставщик, конечно, исправил ошибку, посылку нам отправил, но мы все равно теряем время. Вариант монтировать оборудование на «самопальных скрутках» категорически не допустим. Станцию строим на долгосрочную и, главное, автоматическую работу.

В марте состоялось еще одно официальное событие в жизни плантации. Архангельская клюквенная плантация приняла первых официальных туристов.

Чтобы сформировать плантацию как турпродукт с туроператором была проделана большая предварительная работа, итогом которой стало подписание договора с одним из ведущих туроператоров по внутреннему туризму в Архангельской области – ООО «Бюро путешествий «Кругозор» (Реестровый номер – РТО 005663). Финансовые гарантии обеспечивает ПАО СК “Росгосстрах”.

Первый приезд туристов состоялся на масленичной неделе, что и стало дополнительной развлекательной составляющей в общей программе.

Следует отметить, что основная группа туристов прибыла на 50-местном автобусе, который спокойно доехал до нашей промплощадки.

Развитие туризма только на первый взгляд кажется делом простым – приехал, посмотрел, отдохнул, главное денежки заплатить. В нашем случае все ключевые вопросы развития промышленного агротуризма решены. Плантация на постоянной основе продолжит принимать организованные группы туристов, в т.ч. и детей с соблюдением всех требований законодательства.

В марте состоялось еще одно событие, которое в ближайшем будущем очень громко заявит о себе. Кооператив «Архангельская клюква» поддержал молодежную инициативу о создании в Архангельской области Музея дикоросов Арктики. Базовая экспозиция будет размещена на территории Архангельской клюквенной плантации, в т.ч. и под открытым небом. Идей по воплощению в жизнь этой задумки – море! Но если их будет океан –  еще лучше, места точно хватит! 😊

Традиционный фоторепортаж:

Автограф дня😊
Наш красненький трелёвочник закончил своё боевое дежурство. Джон Дир оказался более проворным в подстраховке экскаваторов.
Все 17 пионер-канав соединены в единую водорегулирующую систему
Вытащил себя сам – настоящий Дикий Мюнхаузен! 😊
От базы до маточника подъездная дорога отсыпана крупнозернистым речным песком. При случае и позагорать можно 😊
Оказалось, чтобы смонтировать «солнечную батарейку» нужны кабели диаметром 10 мм
Официальные туристы – дисциплинированы, любознательны, вежливы и благодарны. Принимать таких гостей одно удовольствие!
Наша молодежь инициативная и самостоятельная – сама себя накормила, баньку истопила, но правда спать себя поздно уложила 😊

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *