В этом году плантация в марте была похожа на большой муравейник – людей много, и каждый занят своим делом. Настроение весь месяц было превосходным и этому есть простое объяснение .
столько подготовки, столько ожиданий и наконец-то, как только установились оптимальные температурные режимы, землеройная техника и всё вспомогательное оборудование было задействовано в круглосуточной работе!
Из-за сильных морозов болото промёрзло на пол-метра и в мочажинах образовались ледяные линзы. Из-за этого работать пришлось неспеша. Верхний промёрзший слой болота снимали как стружку слой за слоем по 10 сантиметров. Самое твердое, что попадало под зубья канавокопателя – это не бревна и пни, а линзы чистого льда. Если вода промерзла вперемежку с растениями, то ножи такой лед режут намного легче, чем чистый кристалистый.
На участке №2 будет создано не менее 12 гектар рабочей поверхности клюквенного поля по усовершенствованной технологии. Поля теперь будут поуже, а канавы многоцелевыми. Пионер-канава – это канава, проложенная первый раз – по целине. Первый год с их помощью понизим верхний уровень грунтовых вод до заданных параметров. Потом эти канавы регулярно будут углубляться по мере оседания снега, просадки болота и снятия очесного слоя.
После высадки клюквы бывшие пионер-канавы будут выполнять роль оросительных каналов. В итоге с помощью системы шлюзов эти же каналы будут одновременно и оросительными, и водосбросными. Экономический эффект от такого нововведения еще не подсчитали, но по предварительным расчетам изменения того стоят.
В итоге на участке №2 уже проложено 17 пионер-канав, средней длиной по 700 метров. Землеройный комплекс с первой задачей справился. Следующая задача – углубление канав по мере схода снежного покрова толщиной 0,5 метров, намятого колесами трактора. Предварительные расчеты показывают, что поверхность болота позволит землеройному комплексу в апреле углубить мартовские канавы на 30 см.
Следом к работе подключился экскаватор со специальным ковшом, который начал «зачистку» концов пионер-канав для обеспечения устойчивой бесперебойной работы системы предварительного осушения.
Злые морозы сильно потрепали роторные диски канавокопателю, но для экскаватора сделали доброе дело в виде устойчивого наста на болоте. Простые гусеницы экскаватора позволили ему перемещаться без дополнительных опор в виде сланей, а это практически в два раза ускорило темп работы.
На случай провала экскаватора в болото, наш трактор постоянно сопровождал его. Он ему и снег своими 12 колесами наминал, и с пеной постоянно рядом дежурил. В случае опасности сразу на буксир брал, а металлический лист пены использовали как дополнительную опору.
Больших провалов экскаватора удалось избежать. Один раз экскаватор провалился гусеницей в мочажину, но с предаварийной ситуацией справились самостоятельно с помощью сопровождающего трактора и пены.
Экскаватор тоже работал без перерыва. Как говорится, поспешали неспеша. Солнышко с каждым днем пригревает, а успеть надо было многое, в т.ч. создать сеть временных и постоянных мостовых переходов для техники, да и илоуловители на канавах обустроить.
Сейчас стоит задача не допустить подтопления паводковыми водами подъезда к плантации. Подъездная дорога слишком дорого нам обошлась чтобы допускать такие риски. Самый низкий участок подъездной дороги – поворот в районе карстовых провалов, конечно, значительно подсыпали, но лучше, чтобы уровень воды в этом месте дорогу не перекрывал.
Основные работы по устройству подъездной дороги закончили. Песком полотно дороги отсыпано до нулевой версты, песчано-гравийной смесью – до лабораторного корпуса. На промплощадке создан аварийный запас песка. В летний период после усадки при необходимости отдельные участки дороги будут подсыпаны, а полотну дороги грейдером будет сформирован требуемый профиль.
На 95% закончили монтаж автоматической солнечной электростанции. Запуск ее ожидаем в ближайшее время. Причина задержки с запуском банальная – поставщик отправил крепёжные элементы для монтажа силового кабеля не того диаметра. Так и хочется комплектовщику заказа напомнить про «гранаты не того калибра» из фильма «Белое солнце пустыни» 😊 Поставщик, конечно, исправил ошибку, посылку нам отправил, но мы все равно теряем время. Вариант монтировать оборудование на «самопальных скрутках» категорически не допустим. Станцию строим на долгосрочную и, главное, автоматическую работу.
В марте состоялось еще одно официальное событие в жизни плантации. Архангельская клюквенная плантация приняла первых официальных туристов.
Чтобы сформировать плантацию как турпродукт с туроператором была проделана большая предварительная работа, итогом которой стало подписание договора с одним из ведущих туроператоров по внутреннему туризму в Архангельской области – ООО «Бюро путешествий «Кругозор» (Реестровый номер – РТО 005663). Финансовые гарантии обеспечивает ПАО СК “Росгосстрах”.
Первый приезд туристов состоялся на масленичной неделе, что и стало дополнительной развлекательной составляющей в общей программе.
Следует отметить, что основная группа туристов прибыла на 50-местном автобусе, который спокойно доехал до нашей промплощадки.
Развитие туризма только на первый взгляд кажется делом простым – приехал, посмотрел, отдохнул, главное денежки заплатить. В нашем случае все ключевые вопросы развития промышленного агротуризма решены. Плантация на постоянной основе продолжит принимать организованные группы туристов, в т.ч. и детей с соблюдением всех требований законодательства.
В марте состоялось еще одно событие, которое в ближайшем будущем очень громко заявит о себе. Кооператив «Архангельская клюква» поддержал молодежную инициативу о создании в Архангельской области Музея дикоросов Арктики. Базовая экспозиция будет размещена на территории Архангельской клюквенной плантации, в т.ч. и под открытым небом. Идей по воплощению в жизнь этой задумки – море! Но если их будет океан – еще лучше, места точно хватит! 😊
Традиционный фоторепортаж:
[embedyt] https://www.youtube.com/watch?v=VCVnX1LQS1w[/embedyt]
[embedyt] https://www.youtube.com/watch?v=nlbhDojQPgo[/embedyt]