Статья в АиФ: “Ягодный бум. Как России разбогатеть на малине и клюкве?”

24.11.2016
Размещаем интервью с Еленой Скрынник из газеты АиФ.
Много цифр и аналитики, в т.ч. понятный прогноз на развитие ягодного рынка в России.

“На одном из совещаний по развитию села Владимир Путин удивился: странно, что даже клюкву для йогуртов мы закупаем за границей. И в самом деле, почему?

 

лена Скрынник. © / из личного архива
Елена Скрынник. © / из личного архива
Елена Скрынник, руководитель Международного независимого института аграрной политики, министр сельского хозяйства РФ в 2009-2012 гг.

Дело для фермера

– В 2015 г. мы завезли в страну из-за границы около 3 тыс. т свежих и 16 тыс. т замороженных ягод, потратив миллиарды рублей. А своей ягоды продали за рубеж не более чем на 70 млн руб., в то время как объём мирового рынка свежих лесных ягод составляет/

4 млрд долл. в год (ещё около 2 млрд долл. – рынок замороженных ягод), причём в последнее время он ежегодно рос на 14-18%.Сегодня лозунг «Покупай российское!» актуален как никогда. И производство ягод – как раз тот случай, когда мы можем не только почти полностью отказаться от импорта, но и занять достойное место на мировом рынке. Что особенно важно, в выигрыше здесь окажутся вовсе не крупные агрохолдинги, а тот самый средний класс, на котором и должно строиться устойчивое будущее российского села – от фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств (ЛПХ) до садоводов-любителей.

Почему бы России, например, не присмотреться к опыту Чили? В этой стране создали мощный кооператив «Чилий­ские клюквенные фермы» (CCF), ежегодно он выращивает более 20 тыс. т ягоды. Фермы расположены в озёрном регионе, что снижает себестоимость урожая (применяется технология, когда плантация затапливается, ягода всплывает на поверхность, что упрощает её сбор). CCF имеет холодильные склады, мощности по переработке, способные производить сок, концентраты, соусы, сушёную клюкву… Аналогичный кооператив вполне можно было бы создать и у нас. Помочь фермерам с инфраструктурой, логистическими цепочками, с доступом в торговые сети. Без господдержки в таком деле не обойтись. Но это тот случай, когда вложения абсолютно оправданны. Не говоря уже о том, что отечественный продукт даст фору любому импортному.

 

Своё – полезнее!

Только представьте себе, сколько времени добирается до российского потребителя ягода из Чили, Новой Зеландии… Какой химической обработке подвергается, чтобы придать ей видимость свежести на прилавке. К тому же доставка за тысячи километров резко повышает конечную стоимость продукции.

А ведь климатические условия для выращивания ягод в РФ просто идеальные – что на Севере, что в средней полосе. Какие-то регионы могли бы специализироваться на клюкве, какие-то на малине, какие-то на ежевике… Современные технологии выращивания ягод не такие дорого­стоящие и энергозатратные, как, например, в овощеводстве, – затраты на производство той же клюквы не сравнить с затратами на выращивание помидоров или капусты. Потенциал у ягодного бизнеса колоссальный. Интерес к правильному питанию, экологически чистой продукции растёт во всём мире, а ягоды считаются суперпродуктом, одной из основ здорового рациона. При необходимой под­держке со стороны властей можно ожидать, что уже в ближайшие 3-5 лет мы полностью закроем свои потребности в лесных ягодах и увеличим их экспорт в 10-15 раз. Для продвижения на внешние рынки Россия должна максимально использовать свои естественные преимущества как страны, избегающей сверх­интенсивных методов производства, которые истощают почву и насыщают продукты пестицидами, нитратами и т. д.

Сравните: Мексика, например, в 2015 г. продала малины на 260 млн долл., США – почти на 300 млн. Задача войти в круг «ягодных гигантов» России вполне по плечу.”

(Статья из газеты: Еженедельник “Аргументы и Факты” № 47 23/11/2016)